В настоящее время на рынке представлено огромное множество различных присадок в бензин. Это могут быть как присадки направленного действия, предназначенные для решения конкретной задачи, так и комплекс, позволяющий решить сразу несколько проблем в работе двигателя и топливной системе. Но, какое бы ни было разнообразие, все присадки в бензин можно классифицировать по виду деятельности. Разобравшись в их предназначении, Вы сможете с легкостью сделать выбор в целесообразности их применения для Вашего автомобиля.
Модификаторы воспламенения:
Антидетонаторы
В момент подачи топливно-воздушной смеси в камеру сгорания двигателя происходит ее сжатие, с обязательным резким возрастанием температуры. Под действием температуры, углеводороды окисляются, образуя очень неустойчивые химические элементы – пероксиды, детонирующие еще до момента контакта топливно-воздушной смеси со свечой зажигания.
Детонация приводит к увеличению расхода топлива (неполное сгорание), повышение дымности, сильнейшему износу всех деталей двигателя, общее снижение КПД, повышение расхода масла.Антидетонаторы разрушают пероксиды и препятствуют образованию новых соединений, увеличивают межремонтный ресурс автомобиля, повышают октановое число бензина.
Модификаторы горения:
Антинагарные
Способствуют уменьшению нагара на различных деталях двигателя, изменяют структуру нагара, воздействуют как катализатор на процесс его выгорания. Предотвращают закоксовывание поршневых колец.
Инициаторы/ Катализаторы горения
Присадки, являющиеся катализаторами горения бензина, редко используются как самостоятельная присадка, а их применение заметнее при использовании для дизельного, более плотного и тяжелого топлива.
Принцип действия катализаторов горения заключается в снижении энергии активации окисления углеводородов, что приводит к изменению процесса горения топлива – уменьшается температура и повышается скорость.
Модификаторы трения:
Противоизносные
Из-за отсутствия свинца в современном топливе, его смазочные свойства сильно сокращены. Противоизносные присадки предназначены для защиты механизмов и узлов от износа по средствам образования на поверхности метала прочной пленки.
Применение таких присадок позволяет улучшить мощность двигателя, увеличить отдачу и приемистость.
Антифрикционные
Образуют на поверхностях трения пленку с очень низким коэффициентом трения. Из-за уменьшения потерь на трение происходит увеличение КПД двигателя, сокращается потребление топлива (порядка 2-8%). Однако, данный вид присадок редко применяется в топливе и гораздо чаще – в маслах.
Стабилизаторы:
Антиоксиданты
Замедляет процессы окисления углеводородов топлива кислородом, вследствие которых происходит образование высокомолекулярных продуктов. В результате, в двигателе и топливной системе автомобиля происходит накопление отложений.
Образованные смолы и осадки приводят к ухудшению прокачиваемости топлива, КПД снижается, топливо сгорает не полностью.
Примечание: в топливах с активными соединениями разной природы антиоксиданты могут оказаться неэффективными, вследствие прохождения параллельных реакций, приводящих к образованию осадка и смол.
Деактиваторы металлов
По сути, деактиваторы металлов предназначены для блокирования каталитического воздействия металлов на процесс распада углеводородов. Образуя прочные комплексы в совокупности с металлом, они усиливают действие антиоксидантов, что позволяет существенно снизить их концентрацию и приводит к экономической выгоде.
Биоциды
Применяются в основном в странах с теплым, влажным климатом, где наиболее вероятна опасность возникновения биокоррозии и засорения топлива.
Моющие:
Очистители карбюраторов
Специальный вид присадок направленного действия позволяет очистить поверхности деталей карбюратора от загрязнений, а так же предотвратить их образование.Принцип действия основан на вытеснении с поверхности металла загрязнений, дроблении и поглощении их молекулами ПАВ.
Очистители впускных клапанов
Данный вид присадок получил широкое распространение в связи с началом эксплуатации двигателей с непосредственным впрыском топлива. Режимы работы ДВС были ужесточены, рабочие температуры на впускных клапанах сильно возросли, что повлекло за собой еще большее разложение нестабильных элементов всех жидкостей, начиная топливом и заканчивая маслами, включая все примененные присадки, с низкой термостабильностью.
Очистители камеры сгорания
Принцип работы схож со всеми остальными видами очистителей. Благодаря удалению нагара из камеры сгорания понижаются требования к октановому числу.
Присадки для эксплуатации топлив при низких температурах:
Антиобледенительные
К сожалению, данный вид присадок не удалит уже образовавшийся лед на поверхностях топливной системы, однако, он способен предотвратить его формирование. В состав присадок входят ПАВ, которые обволакивают начинающие зарождаться кристаллы льда, заключая их внутри, так называемой, мицеллы, оболочка которой – олеофильные части ПАВ. Образуется прочный защитный слой на всех поверхностях топливной системы.
Противоводокристаллизующие
Удаляют уже образованные кристаллы льда и предотвращают образование новых. Принцип действия кардинально отличается от антиобледенителей: происходит взаимодействие молекул воды и присадки по средствам формирования водородных связей, образуются смеси с повышенной стойкостью к замерзанию.
Повышающие безопасность применения топлив:
В настоящее время данные присадки не получили широкого распространения среди конечных потребителей.
Антистатические
Предотвращают возгорание топлива в результате статической электризации.
Одоранты
Направлены на придание топливу приятного запаха.
Отвращающие
Имеют обратное действие одорантам.
Дезодоранты
Блокируют неприятный запах топлива.
Антикоррозионные:
Антиржавейные (защитные)
Применение данного вида присадок оправдано в основном в случаях хранения топлива в металлической таре, а так же при длительной стоянке. Вследствие загрязнения топливной системы продуктами коррозии происходит ухудшение прокачиваемости топлива, противоизносных свойств, а так же приходят в негодность металлические элементы топливной системы.
Одни компоненты, входящие в состав защитных присадок, образуют на поверхности металла защитный слой, предотвращающий окисление металла, другие вытесняют воду с поверхности металла.
Антикоррозионные
Предназначены для предотвращения коррозии, возникающей на поверхностях контакта с продуктами сгорания топлива. Принцип действия основан на блокировании кислот, образованных в результате распада топлива и добавок.
Маркирующие:
Красители, маркёры
Применяются для маркировки топлива и вводятся в очень малой концентрации, не способной повлиять на свойства топлива, хотя, такая вероятность не может быть исключена полностью.
Модификаторы коллоидно-химических свойств:
Антипенные
Образуют мелкодисперсные частицы, которые встраиваются в перегородки пен, тем самым разрушая ее. Ускоряют налив топлива и уменьшают его потери.
Уменьшающие испарение
Образуют достаточно прочную сорбционную пленку, вытесняющую молекулы углеводорода с поверхности топлива, что приводит к уменьшению испарения.