Стук
гидрокомпенсаторов. Причины, последствия, способы устранения.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – простой по принципу
действия, но сложный по устройству механизм, постоянно совершенствующийся с
развитием автомобильной промышленности. Одной из особенностей металлических деталей
ДВС является их расширение под воздействием температур, в связи с этим,
конструкторами предусмотрены специальные тепловые зазоры.
Все элементы двигателя постепенно изнашиваются, а значит,
необходимо регулировать и величину этого зазора. В более старых моделях
автомобилей применялись регулировочные болты или набор шайб. Однако такой
механизм регулировки требовал постоянного вмешательства человека, фактически,
каждые 10-15 тыс. км., что существенно увеличивало стоимость обслуживания
автомобиля. Эту проблему решили гидрокомпенсаторы.
Принцип действия и устройство гидрокомпенсатора достаточно
просты. Упрощенно, он представляет собой цилиндрический корпус, на боковой
стенке которого есть канал для поступления масла, а внутри – плунжерная пара,
состоящая из втулки, пружины и шарика, выполняющие роль запорного клапана.
Когда кулачок распредвала не давит на верхнюю часть корпуса, зазор
увеличивается, пружина давит на клапан плунжера и внутрь гидрокомпенсатора
поступает масло из системы смазки двигателя. Масло поступает под давлением, что
приводит в движение толкатель и зазор между распредвалом и толкателем
уменьшается. Когда кулачок приходит в движение и начинает давить на клапан,
рабочая часть гидрокомпенсатора начинает опускаться, перекрывая сообщающиеся
масляные каналы. Т.к. жидкость не сжимаема, плунжер выступает в роли опоры и
передает усилие кулачка распредвала на шток клапана двигателя. В это время
внутри полости гидрокомпенсатора находится именно то количество масла,
необходимое для обеспечения соприкосновения рабочих поверхностей без зазоров.
Рассмотрим наиболее вероятные причины стуков и выхода из
строя гидрокомпенсаторов.
1.
Естественный износ.
К сожалению, рано или поздно заканчивается ресурс любой
детали. В случае с гидрокомпенсаторами, наибольший износ получает плунжерная
пара, которая подвергается ударному воздействию кулачка распредвала.
2.
Заводской брак.
Случай, конечно, не частый, но вполне возможный.
3.
Залипание клапана подачи масла.
Происходит вследствие его засорения. В сервисе Вам, конечно
же, порекомендуют немедленно заменить гидрокомпенсаторы, что обойдется в
немалую сумму. Если Вы чувствуете в себе силы, желание и имеете не дюжий багаж
знаний об устройстве автомобиля, Вы можете попробовать разобрать
гидрокомпенсаторы и очистить «подручными методами». Главное, чтобы это не
обошлось в копеечку, т.к. в случае неудачи, Вам придется их заменить.
Существует и безразборный метод очистки присадками.
Необходимо лишь залить состав в картер двигателя, дать поработать на холостых
оборотах и можно эксплуатировать автомобиль в обычных режимах. Однако
необходимо особенно внимательно подойти к составу компонента, а так же к
принципу его действия. Основная масса таких очистителей не в состоянии удалить
лаковые отложения и использование окажется неэффективным. Другие же не могут
удержать отслоившиеся частицы нагара во взвешенном состоянии, что может
привести к выходу из строя как самого гидрокомпенсатора, так и навредить
каталитическим нейтрализаторам. Мы рекомендуем использовать Bardahl HydraulicValve Lifters. Эта присадка эффективно очищает гидрокомпенсаторы
на протяжении 10 000 км и не имеет недостатков, описанных выше.
4.
Воздух в гидрокомпенсаторе.
Попадание воздуха может произойти в результате недостаточной
подачи масла, при разборной чистке или замене гидрокомпенсаторов, при
длительном перерыве в работе автомобиля или износе плунжерных пар. Проявляется
обычно стуками в приводе ГРМ.
В этом случае можно самостоятельно «прокачать»
гидравлические компенсаторы. Для этого дадим двигателю немного прогреться (2-3
мин) на постоянных оборотах (2-2,5 тыс. об/мин). Потом на переменных (2-3 тыс.
об/мин) и на последок около минуты на холостых. Если шум не исчез, можно
повторить процедуру несколько раз. Конечно, это не дает 100% гарантии, но в
большинстве случаев помогает.
Есть еще рад факторов, оказывающих влияние на работу
гидрокомпенсаторов:
Своевременная замена моторного масла на качественное,
соответствующее допускам производителя, в совокупности с заменой масляного
фильтра и очисткой масляной системы хоть и не гарантирует безотказную работу
гидрокомпенсаторов, но способна существенно продлить срок службы не только рассматриваемого
элемента, но и всего ДВС в целом.